В конце марта я побывал на заполярном норвежском острове Svalbard, известному в русскоязычной среде под названием архипелаг Шпицберген. И вот теперь, я предлагаю вам краткий отчёт о его посещении. Надеюсь вам понравится и, может быть, некоторых даже заинтересует. Начну с организации данной поездки.
Основная задача, это планирование полётов туда и обратно, а так-же планирование пребывания на самом острове.
Полёт.
На остров можно добраться только самолётом из Осло и только одной компании - SAS. Покупка билетов оказалась самой дешёвой напрямую с сайта компании, вот ссылка (на английском языке) http://www.flysas.com/?cep=843&WT.ac=Othercountries
Самолёт летает раз в сутки 5 дней в неделю и по этому прилёт в Осло и отлёт из него, нужно подстраивать под этот полёт. Долететь до Осло не составлят труда. Есть только одна проблема - нет прямого рейса. То есть до Осло, нужно лететь двумя самолётами через третью страну. Я летел авиакомпанией Air Balt (Балтийские авиалинии) через Ригу. Это был наиболее подходящий, по времени, полёт. В общем, полёт туда у меня занял 20 часов, а обратно 2 суток т.к. я взял запас в одни сутки (на задержку рейса из-за вероятной непогоды) между прилётом со Шпицбергена в Осло и отлётом из Осло.
Планирование пребывание на острове.
Здесь всё намного проще. Существует сайт, который содержит в себе всю необходимую информацию, а так-же, через него можно заказать всё, что необходимо для пребывания там и всё, что захочется из всевозможных туров. Вот ссылка на этот сайт (на английском языке) http://www.svalbard.net/reiser/UK/.html
Через этот сайт можно заказать гостиницу, поездки на собачьих упряжках, походы, поездки на снегоходах, спуск в ледяные пещеры и многое другое. Так-же можно заказать многодневные путешествия в отдалённые уголки архипелага.
Небольшая географическая справка по архипелагу Шпицберген.
Весь архипелаг состоит из множества островов. Центральный остров - Шпицберген со столицей Лонгиарбюэн (Longyearbyen) 78N население которой насчитывает 2300 человек. Кроме этого посёлка есть ещё два русских посёлка: Баренцбург, около 300 жителей; и замороженный посёлок Пирамида 80N. Так же есть польская радиостанция на которой живут 9 поляков.
$IMAGE1$
Эти острова являются самыми северными в мире землями, заселёнными людьми напостоянной основе и считаются родиной белых медведей.
Более подробную информацию можно почитать на Википедии Шпицберген
Ну а теперь я расскажу как именно я провёл свой отпуск на крайнем севере.
Прилетел я на остров после обеда. Не смотря на то, что кругом был только снег и лёд и температура была -25, взлётная полоса была очищенна и посадка прошла удачно. Вот небольшой отрывок видео снятый при посадке.
В начале видео я заснял насовский центр спутникового слежения (на горе).
Аэропорт очень маленький
Внутри аэропорта меня сразу встретило чучело белого медведя
От аэропорта до посёлка ходит маршрутный автобус и через полчаса я уже был в гостинице. Точнее это не гостиница, а гостевой дом. Вот так он выглядит
Удобства общие в коридоре. Есть полностью оборудованная кухня. Комната очень простая. В ней есть шкаф, кровать, кресло, стол и раковина.
На острове принято разуваться на входе во все места кроме общественных. И в гостинице тоже.
Есть там и пятизвёздочные гостиницы, но цены очень сильно кусаются.
День первый
Этот день я посвятил знакомству со столицей острова - Лонгиарбюэн. Вот их центральная улица
Обратите внимание, что все потройки из дерева. Больше там ничего не выдерживает.
Местная церковь (протестантская)
Порт
Указатель дорог
Это старый колокол. С помощью него раньше созывали людей на собрания
А на этом месте, каждый год, в начале марта, празднуется праздник солнца. Это праздник окончания полярной ночи.
Губернаторская
Местное кладбище. Нужно заметить, что средний возраст местного население очень низкий т.к. люди приезжают туда для зарабатывания денег на определённый период и потом возвращаются в родные места. Как следствие - смертей по старости практически нет а тех, кто умер по другим причинам (например авария на шахте), увозят хоронить на родину. Именно по этому кладбище очень маленькое и насчитывает не больше 50 могил за всё время существования.
Всемирное хранилище образцов семян всех видов растений существующих на земле. Это хранилище полностью автоматическое и там работают только 3 человека. В случае какого-либо катаклизма, из этого хранилища всегда можно будет взять образцы и воссоздать уничтоженные растения.
День второй, поездка на снегоходах в русский посёлок Баренцбург
Русский посёлок Баренцбург находится в 50 километрах езды от столицы архипелага. Сообщение между посёлками зимой только на снегоходах, летом на лодках. Дороги между ними нет. В этом посёлке живут шахтёры и обслуживающий персонал. Работают по вахтовому методу. Рабочие путёвки по моему на 2 года. Вот несколько фотографий и видеозарисовка с поездки. Было не так холодно (около -20) и по этому видеокамера работала.
Центральная площадь
Местный ДК (Дом Культуры)
Жилой дом
Церковь
Местная гостиница
Здание местной администрации
Попахивает комунизмом 70-х
Ещё у них есть нарисованная берёзовая роща. Это наверное что бы берёзку обнять, поплакать...
При поездке видел дикого северного оленя. Они небольшие, ростом с крупную собаку. "Так вот он ты какой, северный олень..."
День третий, поездка в замороженный русский посёлок Пирамида
Посёлок заморозили в середине 90-х, но сейчас ходят слухи, что хотят разморозить. В день поездки было очень холодно. Температура опускалась до -30 с ветром и пургой. Предстояло преодолеть расстояние в 200 километров в каждую сторону. В общем мало не показалось... Кстати это была самая северная точка до которой я доехал. До северного полюса оставалось чуть больше 1000 километров. Вот видео и фото (видео мало т.к. камера отказывалась работать из-за низкой температуры).
На подъезде к посёлку
На въезде
Порт
Центральная площадь
Здания
Рядом с посёлком
Вот такие домики для отдыха или на всякий случай встречаются на всём пути следования.
Это я внутри такого домика
На обратном пути мы остановились для отдыха около вмёрзшей в лёд, между фтёрдами, яхту. Её вмораживают каждый год и используют как перевалочный пункт
Это внутри яхты
День 4-й, поездка на собачьих упряжках
Этот день выдался на редкость тёплым. Температура не опускалась ниже -15 и ветер был не очень сильный (всё познаётся в сравнении). Приехали мы к собачьему ярду около 10-ти утра. Собаки живут в конурах на улице.
Это смесь сибирской лайки и норвежской хаскис. Холода они не боятся и отличаются особой выносливостью. Правда скорость с которой они бегут намного ниже скорости сибирской лайки.
После приезда, гид рассказал нам как запрягать упряжку и мы приступили к действию. После того как запрягли, поехали кататься в окресностях посёлка. Вот видео фрагмент.
Пока запрягали, собаки вели себя очень шумно. Но как только поехали, они замолчали и тянули сани очень старательно.
День пятый - спуск в ледяные пещеры
Большая часть острова покрыта ледниками. Летом эти ледники подтаивают, образуя пещеры, гроты и проходы внутри самого ледника. Вот в такие пещеры я и спускался. В определённый момент, инструктор попросил выключить фонари и замолчать. Было абсолютно темно и очень тихо. Немного видео и фото.
Вот на такой самоходной установке мы доехали до входа в пещеры.
Вход в пещеры
Немного фоток внутри пещер
Иногда приходилось пробираться ползком
День шестой. В этот день я арендовал снегоход и катался по посёлку и в его окресностях.
Вот этот снегоход
Сфотографировал центральную дорогу для снегоходов. Это замерзшая речка.
Вот такие знаки обозначают дорогу для снегоходов.
А вот что будет если оставить снегоход без присмотра на пару недель.
Вот небольшой видеоролик с покатушек на снегоходе.
День седьмой. В этот день я арендовал джип и проехал по всем дорогам острова.
Пока катался, нашёл её, родимую...
Вот этот знак, существует только там.
Все машины зимой обуты в шипованную резину т.к. дороги покрыты льдом.
Но и это не всегда помогает. Я ехал по дороге и тут поднялся сильный ветер и началась пурга. Скорость была около 90-100 км/ч и тут внезапно нарисовался довольно-таки крутой поворот влево. Я начал притормаживать и пытаться вывернуть, но не получалось. Машина скользила по прямой не смотря на АБС. Спасло меня только то, что в машине была установленна система EPS и, повернув руль влево и отпустив тормоза, я въехал в этот крутой поворот. Система сама притормозила и выровняла машину.
Вот, кстати, кто хотел домик на берегу моря? Милости прошу, выбирайте...
А вот какие машины стоят около них
На ночь, машину подключают к электричеству, которое подогревает систему охлаждения и масло в двигателе и коробке (коробки у всех ручные).
Пофотографировал ночной Лонгиербюен. Это самое тёмное время суток. Близок полярный день.
На этом моё пребывание за полярным кругом закончилось. На следующий день в обед я улетел с острова в Осло, затем через день в Ригу и оттуда уже в Тель-Авив.
Вот несколько фотографий из Осло.
Гостиница, в которой я остановился в Осло
Рига мне понравилась больше.
Ну вот и весь рассказ. Надеюсь вам понравилось...
Ссылка на фотоальбом на сайте
Фотоальбом Шпицберген 03.2010
Ссылка на отчёт на сайте Шпицберген 03.2010